История "одежды для картины"

Рама как элемент оформления и защиты картины появилась с момента возникновения станковой живописи, то есть когда изображение стало создаваться не как часть архитектурного сооружения (например, как роспись стены или потолка) или предмета (расписная посуда и тому подобное), а как самостоятельная художественная единица, несущая самодостаточную функцию, художественную или, например, религиозную.
Первыми массовыми произведениями такого типа были иконы, написанные на досках. И первыми рамами для них были иконостасы и киоты. Как правило, это были резанные из дерева изделия, покрываемые далее золотом и другими драгоценными металлами.
Далее по мере появления светской живописи, а так же возникновения новых технологий художественного письма (например, масляными красками по холсту), потребность в рамах расширилась и на эти области изобразительного искусства.
В то время для картин рамы выполнялись резчиками по дереву и сами представляли собой произведение искусства. Так как картины могли принадлежать только очень обеспеченным людям, они имели возможность заказать для них достойную «оправу».
По мере роста количества художественных произведений росла и потребность в качественных рамах. Объемы производства, обеспечиваемые резчиками, не могли удовлетворить потребности. Требовался переход на промышленное производство. Вот тогда и появился багет уже как «материал» для массового производства картинных рам.
Багет был как с резным (дорогой), так и с лепным орнаментом (более доступный и массовый), изготовляемым на основе левкаса (смеси животного клея и тонко просеянного мела) или гипса, который потом покрывался или благородными металлами (золотом, серебром) или заменяющей их поталью.
Первоначально лепной орнамент для рам формировался при помощи специальных форм, выдавливающих узор на мягком материале лепнины. С появлением в России в конце XIX века багетно-рамочного производства, лепной орнамент выполнялся при помощи роликов с нанесенным на них вогнутым рисунком. Интересен факт, что ролики заказывались за границей, но по эскизам, разработанным русскими мастерами. Русский багет даже экспортировался за границу, выделяясь среди конкурентов разнообразием рисунка и не уступая им по качеству.
Как правило, лепной орнамент накладывался на загрунтованную деревянную основу. В случаях очень больших рам основа делалась из папье-маше на деревянном каркасе, что существенно уменьшало вес конструкции.
Востребованность продукции рамочных мастерских на рубеже XIX-XX веков можно оценить по факту, что только в Санкт-Петербурге работали десятки мастерских и несколько багетно-рамочных фабрик. Владельцы некоторых из них имели собственные магазины, расположенные в центральной части города. Мастера-изготовители и фабриканты часто помогали обращавшимся к ним покупателям в выборе рам для картин. Бытовавшее среди них выражение «одеть картину» означало подобрать раму, декоративное убранство которой гармонировало бы с общим строем произведения. Одновременно учитывалась отделка мебели и интерьера, для которого предназначалась картина.
Современное багетное производство вышло на новые материалы и технологии: левкас заменили на более прочную полимерную мастику, стала использоваться легкая и прочная древесина, более устойчивая чем традиционная к колебаниям температур и влажности, появились новые покрытия, лаки, защитные составы. В конце концов, появились багет из металла и пластика.
Но выработанные веками традиции мастеров «одеть картину» именно в такую раму, которая ей подобает, присущи и современным изготовителям рам.
Воспользуйтесь услугами багетной мастерской «Багетное дело», следующей лучшим традициям российских мастеров-багетчиков.

Остались вопросы?
Звоните по телефонам 8/915/266-65-96 и 8/985/127-94-84 и мы разрешим ваши сомнения!