Что такое фацет на зеркале? Так — мелочь, пустяк.
Дополнительная деталь, скос по периметру зеркального полотна.
Другими словами — это необязательное украшение,
которое никак не влияет на основное свойство зеркала.
Но… Но как же меняется зеркальное полотно с нанесением фацета.
Зеркало становится изящнее, элегантнее, богаче.
Фацет создаёт игру света, переливы цветов и делает зеркало изысканным
и завершённым.
И хоть статья называется «Фацет на зеркале», я хочу шире осветить этот
предмет и рассказать о применении фацета в разных сферах нашей деятельности.
В конце статьи я разместил пошаговую инструкцию «Как на стену повесить зеркало без рамы»
и видео «Как на стену повесить зеркало в раме»
Содержание статьи
Немного истории.
Когда появился фацет на зеркале.
Немцы называют эту деталь facette «фасет, грань», а французы — facette «грань».
Англоязычные люди говорят the bevel, то есть «скос».
Слово пришло, скорее всего из ювелирного дела.
Огранка драгоценных камней предполагает создание граней или фасетов
от которых будут отражаться лучи света.
Существуют разные виды огранки камней.
Есть, например, фацетная огранка и огранка зеркальная.
С зеркальной огранкой сделаны некоторые очень известные камни,
например бриллиант «Зеркало Португалии» или «Зеркало Франции»
Посмотрите некоторые виды огранки.
Меня, как багетчика, очень трогает, что среди них есть огранка «Багет».
История зеркала. Бронзовый век.
Но ближе к зеркалам. Человек всегда интересовался своей внешностью.
Сначала смотрелся в водную гладь, позже полировал камни из чёрного обсидиана
и любовался на своё отражение в них. Кстати, помните историю Нарцисса,
который так любил смотреть на своё отражение в воде, и чем это для него кончилось.
Но в бронзовом веке люди стали делать настоящие зеркала.
Зеркала в нашем понимании этого слова, но только из бронзы.
Мастера начищали до блеска бронзовые пластины, а красавицы бронзового века
прихорашивались перед этими зеркалами.
Самое известное зеркало, воспетое в мифах того времени — это щит Персея,
с помощью которого герой победил очень злую Горгону. Не менее известно
применение зеркал в военных целях Архимедом Сиракузским.
Напомню, что во время осады города Сиракузы,
Архимед использовал бронзовые зеркала, как боевой лазер.
Ну и сжёг вражеские корабли к чёртовой матери.
Вплоть до средних веков люди использовали в качестве зеркал, тщательно
отполированные, пластины бронзы, меди или серебра.
Но стремительно развивалось стеклоделие. Уже римские стекольные
мастера делали плоское стекло и, некоторые историки утверждают,
что во время правления императора Тиберия в Риме строились стеклянные
оранжереи.
Зеркала из стекла. Изготовление фацета на зеркале.
В XIII веке создаются зеркальные мастерские в Голландии и Фландрии.
А в XIV веке в Венеции массово создаются зеркальные мастерские,
и вскоре венецианские мастера достигают пика известности и славы.
Кроме Венеции зеркала делали и в других местах,
но только венецианские зеркала отличало высочайшее качество изготовления.
В отражающий состав этих зеркал входили бронза и золото,
и стоили они, кстати, очень дорого. До нашего времени дошли сведения,
что цена большого зеркала была сопоставима с ценой корабля.
В XV—XVI веках центром мирового стеклоделия становиться Венеция,
а точнее остров Мурано, где было сконцентрировано всё стекольное и зеркальное
производство Венецианской республики.
С середины XVI века в Венеции начинается промышленное производство зеркал.
Для их изготовления мастера используют стекло с амальгамой из ртути.
Фацет на зеркалах тогда делался вручную с помощью точильных камней,
а полировался пробковым и войлочным кругом.
Зеркала в России.
В России зеркальные фабрики появляются с XVIII века.
Вот, например, в селе Кирицы Рязанской губернии зеркальная фабрика была построена в 1785 году.
Сначала зеркала производились вредным для рабочих способом — ртутным с фольгой,
хотя за границей в то время использовался, относительно безопасный, способ серебрения.
Но скоро и Россия перешла на эту технологию.
К 1851 году в Российской империи существовало шесть зеркальных фабрик:
одна в Санкт-Петербурге, а вторая недалеко от Выборга
и ещё четыре фабрики принадлежали частным владельцам.
К этому времени на российских фабриках стали применяться передовые технологии того времени.
Изменился и сам процесс. Зеркальное стекло производят литьём,
а последующая его обработка производится паровыми машинами,
приводящими в действие шлифовальные и полировальные станки.
На той же Кирицкой зеркальной фабрике было 8 шлифовальных и 12 полировальных станков.
То есть это было уже серьёзное развитое зеркальное производство.
Фацет на зеркале.
Немного технических подробностей.
В последние годы в нашей стране, да и в мире сильно вырос спрос
на зеркала с фацетом. Происходит это по нескольким причинам:
- С ростом технического оснащения зеркальных мастерских сильно подешевел процесс изготовления фацета на зеркале.
- Зеркало с фацетом приобретает некий шик, присущий дорогим вещам.
Оно прекрасно смотрится в багетной раме и становится центром интерьера. - В последние несколько лет стало популярным размещение в интерьере
зеркал без багетных рам. А фацет и полировка торцов зеркала делают его безопасным.
Фацет различается: шириной, углом наклона и формой.
Ширина фацета на зеркале
Толщина зеркала | максимальная ширина фацета |
4 мм | 25мм |
5 мм | 40 мм |
6 мм | 50 мм |
Обычно ширина фацета на зеркале лежит в пределах 5-50 мм.
Максимальная ширина зависит от толщины зеркального стекла.
Угол наклона фацета
Угол фаски может быть от 3° до 45°.
Он может быть и 0°, но тогда это не фацет, а полированная кромка.
Форма фацета на зеркале
- Фацет бывает прямой, он выполняется на простых по форме зеркалах: прямоугольных, квадратных и ромбических.
- Криволинейный, который применяется, как видно из названия, для криволинейных поверхностей: овальных, круглых и различных арок.
Как правило, такие поверхности бывают размером более пятидесяти сантиметров. - Бывает он двойным и тройным. В этом случае кромка зеркального полотна обрабатывается несколько раз, в результате чего получается несколько параллельных фасок.
- Для зеркальных витражей делают двусторонний фацет,
когда обрабатывается обе стороны зеркального полотна.
Фацет на зеркале бывает шлифованным и полированным.
В первом случае край зеркала будет матовым, а во втором — прозрачным.
Фацет бывает не только на зеркале
Фацет на стекле
Фацетируется цветное и прозрачное стекло. И используется такое стекло в витражах,
дверях и мебели. Понятно, что обработка стекла не отличается от обработки зеркала.
Фацет на стекле делается на тех же станках и по одинаковой технологии.
Но меня всегда завораживала старинная мебель.
Её основательность, надёжность, блеск и переливы фацетированных стёкол.
Посмотрите буфеты конца 19 и начала 20 века. Сколько благородства и изысканности.
И не последнюю роль в этом сыграли стёкла и зеркала, украшающие эту мебель.
Применение фацета в багетной мастерской.
В багетной мастерской применение фацета можно встретить на каждом шагу.
Ну смотрите сами:
- окно в картонном паспарту вырезается со скосом 45°;
- существует деревянное паспарту с фаской 45°;
- глубокое оформление подразумевает использование bevel, который, кстати,
переводится с английского как «скос»; - многие виды багета сделаны со скосом к изображению или от него, и называются,
соответственно, прямым и обратным профилем; - наконец, мы оформляем зеркала с фацетом в багетные рамы;
Подробно о паспарту в статье «Что такое паспарту» (откроется в новом окне).
Как правило, багетные мастера окно в паспарту вырезают с фаской 45°.
В результате мы получаем тот же фацет. Это позволяет ограничить изображение чёткой линией
и сконцентрировать внимание зрителя на картинке.
Цвет фаски зависит от цвета подложки паспарту и используется, как дополнительный элемент
декорирования. Окно вырезают прямым и обратным резом, то есть фацет может быть,
как с внешней, так и с внутренней стороны окна.
Деревянное или пластиковое паспарту представляет собой плоский профиль с фацетом,
имитирующим серебристый или золотистый кант.
Обычно используется при оформлении в багетную раму картины на холсте.
При оформлении в багетную раму предметов с выступающими частями, используется bevel.
Это полоска пенокартона шириной 10 см и толщиной 0,5 см с цветным скосом.
То есть опять перед нами фацет.
Подробнее о bevel можно прочитать здесь.
А сейчас ещё один интересный способ применения фацета или скоса.
Как на стену повесить зеркало.
Крепление — фацет.
По весу зеркала можно разделить на три категории:
лёгкое — до 20 кг, среднее — от 20 до 50 кг, тяжёлое — свыше 50 кг.
Для того чтобы на стену повесить зеркало можно использовать,
так называемую «французскую планку».
Так называется способ крепления к стене зеркал, шкафов, полок.
Ещё он называется «французский шип» и «французский зажим».
Почему, кстати, планка французская? С коньяком и шампанским понятно,
но планка-то почему французская? Ох, уж эти французы…
Французская планка — это два деревянных бруска, на каждом из которых
сделан фацет с фаской 45°. Один брусок крепится к стене фацетом вверх,
а другой прикрепляется к задней части зеркала фаской вниз.
Теперь, чтобы повесить зеркало, просто наденьте один скос на другой.
Верхний скос цепляется за нижний, и мы получаем надёжное крепление.
«Французский зажим» из планок толщиной около 2-х см и
шириной от 8 до 10 см, может выдержать вес до 90 кг.
Пошаговое руководство, как на стену повесить зеркало без рамы.
Рассмотрим тот случай, если у нас есть зеркальное полотно с фацетом
или просто с полированными торцами, но без обрамления.
Поэтому поговорим о том, как на стену повесить зеркало без рамы.
Существует несколько способов, чтобы на стену повесить зеркало без рамы.
Рассмотрим один из них, наиболее близкий к теме фацета.
Это использование «французской планки».
Инструменты и материалы
- Толстая фанера или деревянная рейка толщиной 2-2,5 см.
- Пила: дисковая ручная, торцовочная, ленточная, лобзик, ножовка.
- Электродрель и свёрла.
- Перфоратор, если стена бетонная или кирпичная.
- Анкеры для гипсокартона или дюбели для бетона.
- Саморезы и шуруповёрт, либо отвёртка.
- Специальный клей для зеркал или эпоксидная смола.
Делаем французскую планку
Делаем планку со скосом из толстой фанеры или деревянного бруска с помощью
любой, доступной вам пилы. Вот как это сделать.
- Выбираем дерево.
Для среднего по весу зеркала можно использовать брусок толщиной не менее 1,5 см
и шириной 5 см. Но если зеркало тяжёлое, то брусок должен быть не менее 2 см толщиной,
и 10 см шириной. - Делаем правильную длину.
Циркулярной или ручной пилой отрезаем брусок так, чтобы он был на 5 см короче ширины зеркала.
Это делается для того, чтобы крепёжная планка была не видна из-за зеркала. - Делаем скос (фацет) на бруске.
По центру бруска делаем продольный разрез под 45°, чтобы получить две одинаковые части.
Сделать это можно самому, но если у вас нет навыков обращения с пилой,
то можно обратиться в столярную мастерскую или в строительный супермаркет.
В крупных магазинах есть услуга распила. - Делаем одну планку короче.
Если мы возьмём планку, которая будет крепиться к зеркалу, и укоротим её на 3-5 см,
то у нас получатся две разные по длине планки со скосом.
Один фацет должен плотно входить в другой,
чтобы создать прочное крепление для нашего зеркала.
Чтобы не путаться, назовём длинную планку «настенная», а короткую — «зеркальная».
Прикрепление планок
Теперь прикрепим короткую планку к зеркалу
с помощью зеркального клея.
- Для этого равномерно нанесём клей по поверхности планки и аккуратно
установим её на обратной стороне зеркального полотна. - Планку отцентрируем по ширине зеркала, а по высоте расположим,
приблизительно, на 1/3 от верхнего края и параллельно ему.
Скос должен быть направлен вниз. Он образует некий «зацеп»,
который мы наденем на настенную планку. - Ждём по инструкции, когда клей высохнет. От качества клея зависит надёжность
нашего крепления, поэтому читайте внимательно инструкцию производителя.
Крепим вторую планку к стене.
- Просверлим два отверстия в длинной планке.
Каждое отверстие примерно на расстоянии 3-5 см от её краёв.
Приложим рейку к стене к месту крепления зеркала и сделаем
её параллельной полу.
При этом мы должны учесть длину зеркала над креплением и под ним.
Скос должен быть направлен вверх.
Теперь отметим отверстия карандашом, и уберём деталь. - Просверлим на месте карандашных отметок отверстия в стене.
Если стена бетонная или кирпичная — вставим пластиковые дюбели. - Прикрепим планку к стене.
К бетонной или кирпичной стене прикрутим саморезами.
Если стена гипсокартонная, то будем крепить анкером.
Вешаем зеркало
Повесим зеркало так, чтобы зеркальная часть зажима была сверху
зажима настенного. И чтобы верхний скос входил в нижний. Вот и всё.
Есть, правда один момент, который может быть критическим,
если зеркальное полотно длиннее полутора метров
Когда мы повесим зеркало, то оно будет надёжно держаться на нашей
«французской планке». Но так как крепление будет только вверху,
то под действием собственного веса низ зеркального полотна прислонится к стене.
Это приведёт к тому, что настенная планка может быть вырвана.
А чтобы избежать этой печальной ситуации, нужно просто прикрепить рейку
такой же толщины и длины к нижнему краю зеркала.
Тогда зеркало будет висеть ровно, и нагрузка распределится равномерно.
Вот, как на этой картинке.
А здесь вы можете посмотреть небольшое видео о том, как на стену повесить зеркало в раме.
В заключении
Что такое фацет на зеркале и так все знают. Статья писалась не того,
чтобы в сотый раз рассказать об этом.
Мне хотелось показать, что фацет — это не только скос по периметру зеркала.
Это некое явление в нашем быту, в нашей жизни, с которым мы сталкиваемся
в разных ипостасях и не замечаем этого.
А фацет на зеркале — малая, хоть и наиболее заметная часть использования фацета человеком.
Если статья эта оказалась для вас полезной, то поделитесь в соц.сетях.
Это поможет нашей багетной мастерской.
А если у вас остались вопросы или хотите что-то добавить, пожалуйста, пишите в комментарии.