История батика на острове Ява. Первые исследователи, в числе которых:
С. Рафлз, Г. Руффер, Г. Джунбойлл, Д. Джаспер и У. Марсден внесли
неоценимый вклад в её изучение.
Давайте и мы, опираясь на их работы, попробуем составить своё мнение
об истории возникновения техники батик на острове.
В статье использованы иллюстрации из книг и рисунки из рукописей
исследователей батика.
Почему нам интересен именно яванский батик?
Потому, что если говорить о подлинном, настоящем, аутентичном батике,
то появился он именно здесь, на острове Ява. Здесь же он достиг своей
зрелости и расцвета.
Здесь, на этом острове его корни.
Содержание статьи
История возникновения техники батик на Яве
Индонезия или Нусантара — это тысячи островов Малайского архипелага.
Самые крупные из них — это Ява, Сулавеси, Суматра, Калимантан.
"Ява неповторима в своей красоте и многообразии. Её природа — это сочные яркие цвета. Океан, высокие пальмы на его берегу, необыкновенные деревья с гроздьями ярких цветов. Где-то вдалеке возвышается большая голубая гора. Поля уступами спускающиеся к рекам. Красивый дружелюбный трудолюбивый народ, который исповедует принципы "готонг-ропонг", что означает: жить вместе и помогать друг другу во всём."
Вот таким увидел остров Ява наш соотечественник
учёный и дипломат М. С. Капица, работавший в Джакарте
в 1985 году.
Но нас интересует визитная карточка острова — батик.
А точнее, история батика на Яве.
Именно здесь он достиг своего наивысшего расцвета
и совершенства. Здесь эта техника окрашивания
тканей стала уникальной и получила своё название,
которое теперь принято во всём мире.
Как это произошло мы и рассмотрим в этой статье.
Погружаемся в глубь веков. Окрашивание ткани.
Человек начал красить текстиль сразу, как только научился ткать.
То есть задолго, очень задолго до нашей эры.
Это подтверждают немногочисленные археологические находки.
Самая старая хлопковая ткань, окрашенная индиго,
была найдена в кургане Huaca Prieta на северном побережье Перу.
Её возраст — 6 000 — 6 200 лет.
В Египте обнаружена ткань (ок. 4400 лет до н.э.) с синими полосами.
Существуют находки крашенных тканей в Китае, датируемые
ок. 3000 лет до н.э.
Для крашения текстиля, в основном, использовались растительные красители:
синий — индиго и вайда, коричневый — марена и кора деревьев.
Но применялись красители приготовленные из насекомых и моллюсков.
Например, в Финикии из морских моллюсков — иглянок (Bolinus brandaris),
добывали дорогой пурпур . В каждой местности были свои красители,
но техники крашения текстиля и закрепления краски были сходны.
Наши предки использовали несколько способов крашения, но мы
рассмотрим один. Тот в основе которого была резистентная техника,
ведь именно она была предтечей батика
История батика началась с резистентного окрашивания полотна
А начнём с вопроса: — Как вообще появился способ окрашивания тканей
с помощью воска?
Простая процедура окрашивание ткани так же стара, как и само ткачество.
Суть её в том кусок, приготовленной к окраске ткани опускают в чан
с красителем и извлекают её, когда она приобретает синий, жёлтый
или красный однотонный цвет.
Но чтобы сохранить белые места на полотне или покрасить его
в разные цвета, нужно использовать средство, которые
не позволяет смешиваться и растекаться краскам.
Это средство должно надёжно защищать покрытые им места ткани
от проникновения краски. При этом, оно должно легко смываться
и бесследно исчезать, не оставляя пятен.
Резерв для батика
В качестве этого средства люди использовали: рисовый крахмал, смолу,
глину, жир, воск. В общем, любой состав, который сопротивляется
проникновению красителей в ткань.
Соответственно этот метод стал называться резистентным,
( от англ. resist) — «сопротивление», «сопротивляться», «противостоять»
или резервной техникой (от фр. réservation) — «бронирование»
В русский язык этот термин вошёл, как «резерв».
На Яве в качестве резерва для батика сначала использовался
рисовый крахмал. Потмом его сменил пчелиный воск, который
прочно вошёл в технику батик, как незаменимый компонент.
Ведь воск отвечает всем требованиям, предъявляемым к резерву.
Он плавится при 62°С и после этого легко течёт тонкой струйкой.
Воск глубоко проникает в глубину ткани и прочно сцепляется
с волокнами. Мгновенно застывая, он образует для краски
непреодолимую преграду. А после окраски воск удаляют, просто
погрузив ткань в горячую воду.
История резервного крашения теряется в веках
Человечество использовало резистентный способ окрашивания
тканей очень давно. И веками накопленный опыт поколений
красильщиков, художников, набивщиков постоянно развивался,
рождая новые способы творческого выражения.
Самая старая ткань, расписанная в технике батик была найдена на Индонезийском архипелаге в Регентстве Тораджа, остров Сулавеси.
Находка датируется 5 веком н.э.
Не вызывает сомнения, что рано или поздно каждый этнос приходил
к способу нанесения рисунков на ткани с помощью резерва.
Следы этого ремесла затерялись в глубине веков, и извилистый
путь их от цивилизации к цивилизации сейчас трудно разглядеть.
Но очевидно, что техника резервного крашения была известна
более 4000 лет назад. Она издавна применялась:
- в Египте и Индии;
- на Ближнем Востоке и в Перу;
- в Иране и Японии;
- в Китае и на островах Океании.
Применения воскового способа крашения
имеет обширную географию, однако яванский батик
является самым известным и ярким выражением этой техники.
Он имеет долгую историю вхождения в культуры других
народов, и является наиболее развитым с точки зрения
рисунка, техники и качества изготовления.
И этому есть объяснение.
Торговля — двигатель культуры и ремёсел
Географически острова Индонезии близки к южной Индии,
Китаю, Юго-Восточной Азии и расположены на пересечении
морских торговых путей, сложившихся много лет назад.
Поэтому древняя Индонезия издавна стала центром
распространения материковых культур.
Здесь встречались мореплаватели, купцы и товары разных стран.
И в этом случае торговля была двигателем культуры.
В процессе торговли купцы обменивались товарами,
ремесленными изделиями и знаниями. Китайцы везли
керамику, индийцы — мануфактуру, арабы — оружие.
Иноземные промыслы и ремёсла перенимались коренным населением.
В результате рождались искусства или ремесла, адаптированные
к местной культуре. Возможно, что так произошло и с батиком.
Учитывая, что культура Индии проникла вместе индуизмом
на Яву, примерно, в 150 годах нашей эры, вполне возможно,
что история батика начинается с этих времён. И батик, как
принцип окрашивания ткани попал на остров с южного
побережья Индии.
Здесь он получил новое дыхание и содержание.
И если резерв сначала наносили бамбуковой палочкой,
пальцем или кистью, то с течением времени на Яве изобрели
специальный инструмент для рисования узоров, который позволял
точно и быстро наносить тонкие рисунки на полотно.
Этот инструмент называется чантинг или кантинг, и он кардинально
изменил возможности рисования резервом. Практически — это была
технологическая революция на отдельно взятом острове.
Таким образом можно сделать такой вывод:
- Техника окрашивания тканей с применением резерва появилась
в глубокой древности в странах Азии, Ближнего Востока и Египте; - Жители Индии её усовершенствовали и дополнили;
- На Яве, где она стала называться «батик», её творчески развили
и подняли на более высокий художественный и технический уровень.
А вот о том, чем батик отличается от других способов резервной
окраски текстиля поговорим в следующей главе.
Что же такое яванский батик
Так чем же традиционный подлинный батик так хорош,
в чём его отличие от других видов резервной печати?
В чём уникальность батика
Если коротко, то его самобытность и уникальность в
следующем:
- Во-первых, мотивы на батике были всегда глубоко
символичны и отражали сакральный смысл бытия.
То есть, они изначально несли серьёзную смысловую нагрузку. - Во-вторых, использование аутентичного яванского инструмента
для рисования — чантинга, действительно подняло
художественную составляющую этого ремесла на более
высокий уровень и позволило создавать уникальные
орнаменты с высоким, ранее недостижимым, мастерством. - Третьей отличительной чертой яванского батика стал
традиционный способ нанесения мотивов с обеих сторон
ткани. Причём они зеркально отображают друг друга.
На Полинезии, например, как и в Малайзии на тканях для внутреннего
потребления орнамент не рисуют, как на Яве с двух сторон.
Цвет обратной стороны может быть просто цветным или белым. - Четвёртое — резерв наносится на вертикально подвешенное
полотно. Для подвески существует специальное
приспособление, которое называется гаванган. - Пятое — при окрашивании используются естественные
растительные красители.
Ими достигается непревзойдённая стойкость цвета.
История батика начиналась с красителей
Цветовая гамма яванских батиков изначально была скупа
и сдержана — несколько оттенков коричневого и синего цвета.
Для получения синего цвета индиго, древние мастера использовали
индигоносное растение indigofera tinctoria или Marsdenia tinctoria,
которые на местном диалекте называли — «тарум (tarum)»
Коричневый цвет получали из дерева Peltophorum pterocarpum.
Название этого дерева на местном диалекте звучит как «сога (soga)».
Первые рукописные упоминания о технике батик
Р. Гоэнс — генерал-губернатор Голландской Ост-Индии,
в своих отчётах за 1656 год описывает свой визит к султану
Матарама — государстве на Яве. И среди прочего немного
рассказывает о мастерстве четырёх тысяч женщин, которые
состояли на службе у правителя и занимались во дворце
ремёслами. «Эти ремёсла — говорит Гоэнс — существуют
в сфере прядения,ткачества, вышивки, живописи на ткани
и всего того, что является женской работой.»
Исследователь батика Г. Руффер считает, что
«живопись на ткани» — это несомненно батикен.
Если принять это утверждение, то перед нами первое косвенное
упоминание о батике на острове Ява.
В 1783 году У. Марсден , чиновник Ост-Индской компании,
опубликовал свой труд «История Суматры»,
где он упоминает красители для тканей, изготовление полотна,
одежду жителей (среди которой саронг и селенданг), и рассказывает,
что изготовлена эта одежда из цветистого шёлка.
Но тему крашения ткани не раскрывает и технологию не описывает.
Скорее всего — это второе косвенное упоминание о батике.
О батике в книге «История Явы»
А в 1817 году в Лондоне была опубликована двухтомная «История Явы».
Это книга содержит, уникальное описание традиций,
обычаев, быта, истории, религий и занятий яванских жителей.
Иллюстрируют книгу красочные изображения.
Её автор, — Томас Стэмфорд Бингли Раффлз, в своём труде
широко использует яванские средневековые хроники (бабады),
что делает книгу особенно ценной.
Автор первым из европейцев детально рассказывает о батике.
И замечает при этом, что «батик, будучи свойственным Яве,
нуждается в описании.»
В книге С. Раффлз описывает:
- Виды тканей для батика;
- Приготовление растительных красителей;
- Растения, из которых эти красители делали;
- Инструменты для восковой окраски ткани;
- Технологию окрашивания.
Автор подробно рассказал о видах одежды из батика
и символическом значении рисунков на нём.
В частности он говорит, что существует большое разнообразие
узоров на батике. Их не менее ста, и каждый из них
имеет своё название. Традиционно у каждого рода
есть свой мотив батика.Среди них есть орнаменты,
предназначенные только для королевских семей.
Например, мотив «batik parang rusak» или «batik swat«.
Носить этот мотив на одежде могут только
привилегированные особы.
Всем остальным это запрещено под страхом наказания.
Впрочем, нельзя назвать это характерной особенностью Явы.
Например, во Франции в 1294 году король Филипп запретил
горожанам носить мех горностая и белки. Законодательно.
То есть, практически всегда одежда определяла принадлежность
человека не только к определённому сословию, но и к определённой
социальной группе.
Описание техники батик
Сэр Раффлз представил читателям не только описание самого процесса,
но и инструмента, которым выполняется рисунок на ткани.
К инструменту мы вернёмся позже, а вот как увидел технологию
батика автор книги:
«Белую ткань сначала замачивают в рисовой воде, чтобы цвет,которым предполагается рисовать узоры, не потускнел. А когда ткань высушена и разглажена (каландрирована,начинается процесс batik, который и дал ему название. Это делается с горячим воском… …Когда контур узора таким образом закончен, то те части ткани, которые должны быть сохранены белыми, тщательно покрываются жидким воском. А затем кусок ткани погружается в краситель любого цвета. Чтобы сделать цвет более глубоким, ткани окунаются дважды. Части полотна, покрытые воском, сопротивляются действию красителя. И когда воск удаляют,(его замачивают в горячей воде до тех пор, пока он не расплавится), обнаруживается, что под воском цвет ткани остался в первоначальном состоянии. Если узор предназначен для окрашивания в один цвет, кроме белого, то операция на этом завершается. А если же требуется добавить другой цвет, то вся окрашенную часть материи покрывают воском, и процесс повторяют.» «История Явы» том I стр. 188.
Таким образом Раффлз первым из европейцев описал технику батика.
Он же ввёл в оборот термины «batik» и «chanting», которые повсеместно
используются до нашего времени.
История батика в изображениях
Книга иллюстрирована прекрасными изображениями.
Немного о личности автора книги
Вообще сэр Стэмфорд Раффлз интересный персонаж, который стал
культовой личностью для людей, изучающих Индонезию.
Бывший вице-губернатор острова Ява и президент общества
искусств и наук в Батавии ( так в то время называлась Джакарта),
он многое сделал для острова в бытность свою губернатором:
- Ввёл самоуправление на острове.
- Запретил торговлю рабами на территории Нусантары.
- Провёл на Яве земельные реформы.
- Заново открыл, бывший в запустении, крупнейший
храмовый комплекс Прамбанан, обследовал храм
и проложил к нему дорогу.
Кстати, именно открытие храма Прамбанан позволило исследователям изучить
уникальные храмовые скульптуры и барельефы и сделать вывод, что узоры,
которые существуют в мотивах современного батика,
были распространены на Яве до IX века.
На этот вывод их натолкнул тот факт, что одежду людей и богов
на древних изображениях украшают известные на острове мотивы батика.
Сунданская рукопись
Авторы некоторых статей утверждают, что история и техника яванского батика
впервые описана в Сунданской рукописи, которая датируется 1440-1518 годом.
Возможно, так оно и есть, но в индонезийском переводе рукописи мне ничего
не удалось найти про батик.
Это скорее свод жизненных правил для настоящего сунданца.
Сунданская рукопись(Sunda Lontar) — это обзор общих
моральных принципов для сообщества в ту эпоху, включая
различные знания, которые нужно освоить как инструмент
в повседневной практической жизни сунданского
народа, — этнической группы, проживающей в западной части Явы.
Выполнен Сунданский манускрипт в технике «лонтар».
То есть он написан на листьях пальмы, которые засушены особым образом.
Рукопись хранится в Национальной библиотеке Республики Индонезии.
Как появился термин «батик»
Существует несколько предположений о происхождения слова «батик».
Практически у каждого исследователя она немного отличается.
Вот пример двух версий.
В 1899 году Г. Руффер (G. Rouffaer) в соавторстве
с Х. Джуйнболлом (H. Juynboll) издал всеобъемлющий
научный трактат об искусстве батика, в котором описал
историю батика на Яве.
Г. Джуйнболл — лингвист и специалист в области древнеяванского
языка и культуры. Поэтому неудивительно, что авторы тщательно
исследовали этимологию слов, описывающих процесс
техники батик.
В частности, они пишут, что корень слова
«ambatik», «batik», «patik» можно встретить в словах,
обозначающих на языках разных народов Океании рисование,
живопись или письмо. В Полинезии, например, существует «bati» —
инструмент для татуировки и.т.д.
Корень titik на яванском значит «знак», и в старом применении
обозначал «рисунок», «татуировку».
Нужно сказать, что значительная часть книги посвящена
анализу яванского языка и терминов, применительных к батику.
К сожалению, рамки статьи не позволяют подробно описать
этимологические изыскания авторов.
А в 1912 году Дж. Э. Джаспер написал книгу «Внутреннее искусство
и ремесла в Голландской Ост-Индии». И вот что он пишет
о происхождении слова:
«В любом случае, все должно было начаться
с простейшего метода капания, и именно так означает корень «тик»
в слове батик: «немного», «точка», «капля».
Слово «ambatik» можно буквально перевести как: (ткань), покрытая
каплями (крахмала или воска). Это подтверждается существующим
ныне яванским словом «naritik» или «narritik», то есть украшение.»
Вот таким образом два автора — два серьёзных исследователя истории
батика немного по разному интерпретируют происхождение слова.
Новый шаг в технологии батика
или изобретение чантинга
ёмкость для разогрева воскового резерва — ваджан.
Как далеко ушло индийское искусство рисования воском,
Г. Руффер
известное везде от устья реки Годавари до мыса Коморин.
Далеко ушло это искусство, добавим мы, именно, с изобретением чантинга.
По мнению Г. Руффера, использовать специальный инструмент для
нанесения резерва яванцы начали в XII веке. Именно это радикально
изменило историю батика.
В разных источниках он называется по разному: «chanting», «tjenting»
или «canting».
В книге «Искусство батика в голландской Индии и его история»
авторы утверждают: инструмент называется «tjenting», что
на старояванском означает «согнутый, свёрнутый калачиком».
Мы же будем говорить «чантинг» — так услышал его название
в 1815 году С. Раффлз.
Чантинг позволяет рисовать изящные, тонкие, плавные линии воском
на полотне. Не найденный исследователями нигде, кроме Явы этот
инструмент можно назвать уникальным яванским изобретением.
Как уже говорилось, именно чантинг поднял индонезийский батик
на более высокий художественный и технический уровень.
Именно он сделал яванский батик аутентичным искусством.
голландской Индии и его история».
Вернёмся к первым книгам о батике.
Послушаем С. Раффлза, — как он описывает инструмент,
которым наносят восковой рисунок.
Это делается с горячим воском в жидком состоянии, содержащимся в
«История Явы» том I стр. 188.
небольшом и легком сосуде из меди или серебра, называемом chanting,
содержащем около унции и имеющем небольшую трубку
длиной около двух дюймов, через которую жидкий воск
вытекает небольшой струйкой. Этот сосуд, будучи закреплен на палочке
длиной около пяти дюймов, держится в руке и используется,
как карандаш, причем, различные узоры вычерчиваются
на обеих сторонах ткани льющимся воском.
Эти сосуды для больших узоров иногда изготавливаются из скорлупы
какао-ореха, и вмещают большее количество воска.
То есть перед нами классический чантинг — таким его увидел автор.
С течением времени чантинг совершенствовался. Появились его
разновидности с двумя и тремя носиками.
Носики стали делать разного диаметра и формы.
В своих книгах Г. Руффер и Д. Джаспер детально описали всё разнообразие
этого инструмента.
Внизу — чантинг с одним и двумя носиками.
Классификация чантингов
Чантинги принято классифицировать по трём параметрам:
- по его предназначению;
- по ширине носика;
- и по количеству носиков;
Наименования на острове не везде одинаковы,
но различаются они именно так.
По функции
Наименование | Функция |
---|---|
Chanting Rengrengan | Используется для нанесения эскизов первых контуров орнамента. Как правило, имеет один носик с диаметром 1-2,5 мм. |
Chanting Isen | Служит для заполнения основного мотива мелкими узорами. Обычно один носик с диаметром 0,5-1,5 мм. |
По диаметру носика
Наименование | Носик (tjarat) |
---|---|
Cecek (маленький носик) | Диаметр носика до 1 мм. Служит для заполнения рисунка. Так же, как и Isen. |
Klowong (средний носик) | Диаметр носика от 1 до 2,5 мм. Используется, как и Rengrengan. |
Tembokan (большой носик) | Диаметр носика больше 2,5 мм. Его применяют для создания больших рисунков. |
По количеству носиков
Наименование | Количество носиков |
---|---|
Cecekan | Чантинг с одним носиком. Его функция состоит в заполнении узора. |
Tjarat Loro | Имеет два носика — верхний и нижний. Название происходит от яванского loro, что значит «два». Предназначен для проведения двух параллельных линий. |
Tjarat Telon | Три носика. На яванском языке telon — «три». С его помощью можно нарисовать три параллельные линии. |
Tjarat Prapat | У него четыре носика. Одновременно четыре точки или рисует четыре параллельные линии. |
Tjarat Lima | Пять носиков — пять параллельных линий. |
Nitik | Точечный, с четырьмя расположенными в квадрате носиками. Можно делать четыре точки одновременно. |
Byok | Этот чантинг имеет семь носиков, шесть образуют круг, а седьмой в середине. |
Galaran | Чётное число носиков — четыре и более. |
История батика или как рисуют чантингом
Яванский батик это сочетание полезного и красивого ремесла.
Ведь ткани из него до сих пор широко используются жителями
в качестве одежды. Изготовление тулис-батика это традиционно
женская работа. Если ткачество всегда было народным ремеслом,
то батик всегда считался делом более утончённым и изысканным.
Поэтому искусство батика на Яве в качестве домашнего занятия
всегда практиковалось женщинами независимо от их статуса
и социального положения.
Во времена монархии при яванском дворе батик, как высокое
искусство изучали молодые аристократы. Наряду с музыкой
и танцами создание батика считалось способом развития
духовной дисциплины.
Ткачество и шитьё одежды на Яве всегда были необходимой
потребностью для местных жителей. Но батик делает
одежду пригодной как для повседневного ношения,
так и для всякого рода торжеств и праздников.
Так что, изначальная идея батика состоит в изготовлении
традиционной одежды с определёнными цветами
и орнаментами, которые здесь называют «мотивами».
Наиболее важными предметами одежды из батика были: саронг
или сарунг, панджанг, кембен, селеданг и головной платок — блангкон.
- Саронг (kain sarong) — полоса ткани сшитая в трубу и длиной 2,25 м.
С. закрепляется на поясе или груди и достигает щиколоток. - Панджанг (kain pandjang) — разновидность саронга, но здесь ткань не сшивается,
а просто обёртывается вокруг талии и затягивается ремнём. - Кембен (kemben) — ткань, обёртываемая женщинами вокруг верхней части тела.
К. закрывает грудь и бёдра и открывает плечи. Повседневная домашняя одежда. - Селенданг (selendang) — нагрудный шарф или перевязь, который мужчины и женщины носят на плечах.
Неширокая длинная ткань размером, примерно, 240 *90 см.
Женщины используют его как наплечный мешок. В нём они носят детей и вещи. - Кебайя (kebaya)— женская повседневная одежда, напоминающая европейскую блузку с длинным рукавом.
- Блангкон (blangkon) — традиционный яванский мужской головной убор.
Традиционное изготовление батика
- Сначала нужно подготовить ткань, и этим занимаются мужчины.
Батик обычно делают из качественной хлопчатобумажной ткани,
хотя можно использовать и шелк. Перед первоначальным
нанесением рисунка полотно несколько раз стирают, чтобы
удалить крахмал, мел или другие проклеивающие вещества. - Затем ткань замачивают в кокосовом или касторовом масле
на несколько дней, чтобы изменить цвет на кремово-белый.
Масло также действует как средство для закрепления цвета.
Затем избыток масла удаляют кипячением ткани в воде
с золой стеблей риса. - Далее ткань сушат, разрывают, именно разрывают по
размеру и подшивают края.
Потом повторно накрахмаливают рисовой водой, чтобы
удерживать нити на месте, сушат и отбивают деревянным
молотком, чтобы сделать холст плотным и гибким.
Полная процедура подготовки ткани занимает от 6 до 16 дней.
Затем в дело вступает батикстер — рисовальщица мотивов.
3. Очаг (keren) и ваджан на нём. 4. Ваджан — ёмкость для горячего воска.
- После того, как полотно подготовят к работе,
мастерица накидывает ткань на стойку с двумя
перекладинами — гаванган. - Чтобы полотно было натянуто, с другого конца ткани она подвешивает противовес, который называется бандоэль.
Бандоэль может быть просто камнем, а может выполнен в виде серебряного сосуда залитого свинцом. - Вместо бандоэля ткань можно закрепить за верхнюю перекладину бамбуковой прищепкой.
Называется она «tjawang», то есть «вилка» или «зажим».
Некоторые батикстеры работают по памяти,
другие используют контуры, слегка нарисованные углем
или карандашом.
Справа от женщины высокий очаг («keren») с тлеющими углями.
На нём стоит железная или медная ёмкость — ваджан («wadjan»),
в которой плавится воск.
Батикстер сидит перед гаванганом и, поддерживая холст левой рукой,
правой набирает горячий воск из ваджана и рисует узор.
Чантинги с носиками разного размера и формы применяются
для достижения разных эффектов.
1. Ваджан — ёмкость для горячего воска; 2. Керен — очаг; 3. Гаванган.
- Сначала на контуры узора наносятся восковые точки
или сплошные линии, создавая таким образом эскиз,
который называется ренгренган (rèng = тонкий ; rèn grèng =эскиз, модель). - Следующая операция — hetngisèni, (от: isi = заливка).
Представляет собой заполнение эскиза мелкими орнаментами,
которые наносятся внутри контурных линий мотива.
Эти украшения рисуются чантингом Isen.
справа — эскиз заполнен мелким орнаментом. Илл. из книги Д. Джаспера.
Когда первоначальная обработка рисунка воском завершена,
процесс повторяется с обратной стороны, чтобы воск полностью
проник в ткань.Мотив на лицевой стороне холста должен точно
совпадать рисунком на его обратной стороне.
Выучить мотив рисовальщица может за три месяца.
Полное обучение мастерству длится около 10 лет.
После этого мужчины и женщины совместными усилиями
начинают крашение ткани. Холст погружают в краситель
первого цвета. После высыхания на все участки, которые должны
остаться в этом цвете, наносится воск, и ткань окрашивается
во второй цвет.
Процесс повторяется до тех пор, пока не будут
добавлены все цвета. Иногда воск удаляют с определенных
участков, чтобы подвергнуть их следующей ванне с красителем.
Когда окрашивание завершено, полотно пропитывают фиксатором,
а затем помещают в чан с горячей водой. Воск тает и всплывает
на поверхность, где его снимают для дальнейшего использования.
Изготовление сложного ручного батика — длительный и кропотливый
процесс, который может занять до шести месяцев и более.
Вершина популярности батика
Пика популярности батик достиг в начале двадцатого века.
В это время на острове возникают многочисленные мастерские
по изготовлению батика, так называемые «батикерии».
А так как руководят ими, как правило, индоевропейские женщины,
то влияние европейских вкусов становится всё сильнее.
В основном это касается мотивов батика.
В традиционные мотивы вплетаются чуждые элементы, на батике
появляются изображения предметов, которых нет и не было на Яве.
Например, рисуются тюльпаны и это становится привычным мотивом,
который даже получил яванское название — «djelamprang».
Параллельно развиваются мастерские, в которых батик печатают
ручным медным штампом — чапом. Изготовление батиков
с помощью штампа позволяет ускорить процесс.
Если чантингом ткань расписывалась от недели до месяца — процесс
штамповки позволяет получить готовое изделие за несколько дней.
И, вроде бы, суть техники батик не изменилась — штамп окунается
в горячий воск и прикладывается к полотну. После этого ткань красится,
а воск удаляется. Но это уже не совсем батик…
Впрочем, это уже другая история.
История батика продолжается
Мы проследили историю батика на Яве до начала ХХ века.
Расцвет этого искусства пришёлся на 1880 — 1930 годы.
Именно в эти годы было сделано большинство работ,
которые мы можем сейчас увидеть в музеях мира.
Распространение батика на протяжении веков сделало его
неотъемлемой частью мирового декоративного искусства.
Культурной практикой которая переплетает отношения
между странами Юго — Восточной Азии и всем остальным
человечеством.
Литература
- «Искусство батика в голландской Индии и его история».
Авторы Г. Руффер и Г. Джуйнболл, издание 1899 г. - «История Суматры: содержащая отчет о правительстве, законах, обычаях и нравах
коренных жителей, с описанием природных явлений и связи с древним политическим
состоянием этого острова».
Автор У. Марсден 1811 г. - «Основные отрасли промышленности коренных народов Явы и Мадуры»
Г. Руффер 1904 г. - «История Явы»
Автор Раффлс, Томас Стэмфорд, сэр, Издательство 1830 год - «Внутреннее искусство и ремёсла в голландской Ост-Индии»
Автор: Дж.Э. ДЖАСПЕР 1916 год. - «На разных параллелях. Записки дипломата»
- Автор М.С. Капица, 1991 г.
- «У истоков Индонезийской культуры«
- Автор Кузнецова С. С. Издательство «Наука», Москва, 1989.