Несколько лет я занимаюсь багетным делом. И накопил некоторый опыт,
которым хочу поделиться с Вами.
В этой статье Вы узнаете, как натягивать холст на подрамник правильно и без ошибок.
Также в статье пошагово описано, как натянуть холст на подрамник в домашних условиях
и как натянуть картину на подрамник.
И если вы хотите овладеть этим навыком, то прочитав статью, Вы сможете это сделать.
Как Вы увидите — это совершенно несложно.
В статье есть пошаговые инструкции с иллюстрациями
Содержание статьи
Основные правила.
Есть несколько важных правил которые нужно обязательно соблюдать
при натягивании холста.
Знание этих правил позволит вам увидеть и исправить совершённые .
А самое главное, удержит от совершения этих ошибок.
Правил всего три, и первое из них это:
Правильно изготовленный подрамник для холста.
Кстати о подрамнике.
Он представляет собой каркас, на который по типу барабанной мембраны
натягивают холст. Для изготовления подрамника используют деревянную
рейку из специального профиля.
Каким он должен быть подрамник:
- параллельные стороны должны быть равны;
- все четыре угла должны быть строго 90 градусов;
- ширина рейки должна соответствовать размеру изделия;
- рейка должна обязательно иметь скос или бортик;
Поясню с шириной рейки.
Как правило, в багетных мастерских используется рейка высотой (толщиной) 15-18мм,
и шириной 25мм, 30мм, 40мм, 60мм.
В отдельных случаях используется рейка высотой 35мм и шириной 40мм.
По соответствию ширины рейки и размера подрамника нет определённых правил и стандартов,
зафиксированных в Палате мер и весов.
Но, опираясь на здравый смысл, мы же не будем размер А4 собирать из рейки шириной 60 мм.
А если мы хотим сделать подрамник размером 600х800 мм, нам явно не подойдёт рейка 30 мм.
Возьмём за правило — чем больше размер подрамника, тем шире должна быть рейка.
Статья «Как своими руками сделать подрамник для холста».
Посмотреть здесь.
То, что не всегда учитывается
Теперь внимание.
Есть очень важный аспект, который не всегда учитывается.
Это долговечность целостности изображения, которое будет
нанесено на грунтованное полотно.
Конечно это не секрет, но проблема в том, что многие не придают
этому должное значение. Просто при натяжке иногда совершаются ошибки,
которые сначала не заметны. Но которые с течением времени будут иметь
фатальные последствия для будущей картины.
В интернете есть много статей и видео о том, как натягивать холст на подрамник,
но большинство их сосредоточено на том, чтобы сделать полотно туго натянутым.
Однако это не единственное, что нужно учитывать.
Есть и другие моменты, которые будут играть не последнюю роль в судьбе будущей картины.
Они связаны с тем, как будет размещён холст и как он будет натянут.
Важные факторы
При натяжке определённую роль играют такие факторы, как:
- размер холста;
- его способность к растяжению;
- был ли он ранее уже натянут;
- старый он или новый;
- грунтован он или не грунтован;
И с учётом этих факторов мастер выбирает ширину реек, конструкцию
(с перекладиной или без неё), силу натяжения, размер скоб и прочее.
Но независимо от этих факторов, должны соблюдаться:
- правильное размещение холста;
- равномерное его натяжение;
Это и есть два остальных обязательных правила.
Причём несоблюдение этих правил, допущенное при натяжке, не сразу
повлияет на состояние полотна.
Самый явный признак ошибки — растрескивание грунтовки на холсте
может проявиться сразу только в том случае, если будет использована
эмульсионная или масляная грунтовка.
А вот акриловая грунтовка более гибкий материал.
И при её использовании, у холстов не будет проблем сразу,
даже если их неправильно натянули.
Но на протяжении некоторого времени, когда акрил потеряет гибкость,
все ошибки станут видны. Краски на этом полотне будут трескаться из-за
неравномерного натяжения холста, и сохранение их будет проблематичным.
Поэтому необходимо правильное размещение холста.
Правильное размещение холста
Холстина изготавливается путем плотного переплетения нитей
в однотонное простое переплетение. Основные (вертикальные)
нити прочно удерживаются на ткацком станке, в то время как
уточные нити пересекаются над и под каждой основой.
Волокна здесь толстые и тяжёлые.
Одним из самых важных аспектов является размещение полотна
относительно подрамника. Это простой момент, но несоблюдение
его наверняка приведёт к проблеме в будущем.
А всё что нужно сделать, это разместить уток и основу полотна строго
параллельно сторонам подрамника.
Основа — нити, идущие вдоль ткани.
Уток — нити, идущие поперёк ткани.
Кромка — неосыпающийся край ткани.
Ширина ткани — расстояние от кромки до кромки.
На рисунке 1 пример неправильной натяжки. Уток и основа не параллельны сторонам.
Это приведёт к неравномерному натяжению и к тому, что впоследствии это вызовет проблемы.
На рисунке 2 уток и основа параллельны сторонам. Здесь натяжение будет равномерным.
Правильная натяжка
Очень важно не только правильно разместить холст, но и правильно его натянуть.
Даже идеальное размещение не поможет, если натяжение полотна в одном месте больше,
чем в другом. Здесь нужно просто следовать одному из способов натяжения.
Пример показан ниже. Главное здесь, действовать точно по схеме. Последовательно.
Многие художники и багетные мастера очень сильно тянут холсты.
Тянут прямо-таки от души, искренне считая, что холстина должна
быть натянута, как барабан и это главное.
Конечно, сила натяжения зависит от размера полотна, но его не надо
тянуть так, чтобы деформировать или смещать ткань.
На самом деле важна не сила, а правильная техника.
В общем, как везде.
Как натягивать холст на подрамник.
Три основных метода.
В багетном деле практикуются три вида натяжки полотна:
- Стандартная.
- Галерейная.
- Студийная.
Стандартная
При этом методе скобы забиваются в торцевую поверхность рейки.
Это самый простой и лёгкий способ. Используется он, если натянутое полотно,
впоследствии, будет вставляться в багетную раму, которая закроет скобы.
О том, как вставлять натянутый холст в раму можно прочитать в статье:
«Где можно оформить картину в рамку»
Галерейная натяжка
Здесь полотно закрепляется на обратной стороне подрамника,
а на его торцах может быть нанесено изображение.
Такая натяжка предусматривает возможность экспозиции произведения
без багетной рамы. В этом случае название способа говорит само за себя.
Так натягиваются, например, модульные картины.
По-хорошему, при галерейной натяжке холст должен натягиваться
на подрамник, сделанный из рейки специального профиля.
Студийная натяжка холста
В этом случае скобу забиваются на стороне, противоположной изображению,
так же как при галерейной натяжке.
Отличие в том, что при нанесении изображения торцевые части остаются белыми.
На них не наносится изображение.
Как натянуть холст на подрамник в домашних условиях
Багетная мастерская. Как это делают там.
Сначала я расскажу, как это делают в багетных мастерских, чтобы было понимание,
как это должно делаться. Некоторые мастерские имеют специальные станки и здесь
способ натяжки несколько отличается от общепринятого.
Такие станки используются при больших объёмах, и далеко не каждая багетная мастерская
может их себе позволить.
Поэтому в большинстве багетных мастерских используется старый дедовский метод.
Разве что щипцы для натяжки стали никелированные, а не деревянные.
И закрепляют полотно не гвоздиками, а скобами, которые забивают электрическими степлерами,
да и то не всегда электрическими.
А в остальном принципы этого процесса не меняются уже много лет.
Поэтому возьмём на вооружение эти, проверенные годами, принципы
и приступим к самостоятельной работе.
Подробнее о багетной мастерской можно прочитать в статье:
«Где можно оформить картину в рамку»
Учимся как натягивать холст на подрамник своими руками.
Инструменты
Для начала приготовим инструменты. Нам понадобятся:
- Степлер.
- Скобы 6-10 мм.
- Приспособление для извлечения скоб (тонкая плоская отвёртка и плоскогубцы вполне сгодятся).
- Молоток.
- Макетный нож или ножницы.
- Специальные щипцы для натяжки (если пальцы сильные, то можно обойтись без них).
- Металлическая линейка (лучше метровая).
Термины
Теперь, чтобы понимать друг друга правильно, договоримся о терминах.
- Лицо подрамника — это сторона со скосом или бортиком.
- Обратная сторона подрамника — это плоская сторона.
- Лицо картины или холста — это сторона на которую предполагается грунтовать или грунт уже нанесён. Или на которую уже нанесено изображение.
- Обратная сторона холста — это сторона, которая прилегает к подрамнику.
- Бортик — это выступ на рейке. Он обеспечивает минимальный контакт холстины с подрамником. Это важно для сохранности изображения.
Итак, когда мы это прояснили, приступим к работе.
Обратите внимание! На иллюстрации выше у рейки бортик с обеих сторон.
Так что в этом случае лицо не отличается от обратной стороны.
Натяжка. Пошаговая инструкция.
- На ровной поверхности расстилаем лицом вниз, приготовленный холст.
На него кладём также лицом вниз подрамник и выравниваем его по волокнам
ткани (помните про уток и основу).
Стороны должны быть параллельны переплетениям волокон ткани.
- Затем, отступив немного с каждой стороны, полотно обрезаем по контуру.
Резать нужно опять же вдоль волокон. Я обычно оставляю с каждой стороны по 3 см.
При студийной натяжке этого хватает, не говоря уж о стандартной. - Ещё раз подравняем подрамник относительно холстины и загнём одну из длинных
сторон полотна на обратную сторону. Закрепим ткань скобой посередине. - Теперь подтянем полотно к противоположной стороне руками или щипцами
и тоже закрепим. Не забудем при этом про параллельность волокон. - Проделаем то же самое с короткими сторонами подрамника.
Натяжение на этом этапе должно быть достаточно сильным.
На обратной стороне холстины отчётливо будет виден ромбовидный узор,
образованный натянутыми сторонами полотна. - Далее возможны варианты.
Можно следовать схеме, указанной на рис. 3 и в результате тоже получите хорошо
и правильно натянутый холст. А можно делать немного иначе. - Расположив подрамник длинной стороной к себе, начинаем закреплять полотно
от середины к краям. Сначала в одну, а потом в другую сторону. При этом тянем его
внутрь рамы и в сторону угла. Следим за параллельностью волокон. - Разворачиваем подрамник к себе противоположной длинной стороной и так же от центра
к углам ткань натягиваем и фиксируем. - С короткими сторонами проделываем то же самое.
- Скобы забиваем с шагом 5-10 см на небольших подрамниках и 10-15 см на более крупных.
- Важно! Натягивая полотно по сторонам, до углов не доходим примерно 5 см.
Это расстояние необходимо для формирования и закрепления загиба ткани. - Если предполагается впоследствии грунтовать холстину, то не нужно натягивать
её слишком сильно. При высыхании грунта подрамник может «повести» или вытянуть скобы.
Формируем углы
Это очень ответственная часть натягивания полотна.
Угол должен быть аккуратным и как можно ближе прилегать к торцевой стороне.
Мне сложно описать словами процесс формирования угла, поэтому посмотрите
два разных способа формирования углов на видео и на фото.
И ещё, если у вас подрамник модульный, то когда будете закреплять угол,
постарайтесь при не прибить одну сторону подрамника к другой.
Ведь Вам может понадобиться в дальнейшем раздвинуть их клиньями.
Кстати о клиньях.
Клинья представляют собой тонкие пластины из дерева или пластика.
При ослаблении полотна, клинья забиваются в пазы, которые расположены
во внутренних углах и таким образом растягивают полотно.
Как подтянуть холст на подрамнике клиньями
Даже если вы идеально натянули полотно, то при транспортировке или
с течением времени оно может ослабнуть. Если это произошло, то натяжение
можно восстановить с помощью клиньев.
При условии, что подрамник у вас модульный.
Вот как это сделать:
1. Вставьте клинья в угловые пазы в указанном направлении.
2. Положите кусочки картона между рейкой и полотном в каждом углу.
Это защитит ткань от случайного повреждения во время установки клина.
3. Поставьте подрамник вертикально.
4. Используя небольшой молоток, вбейте клинья в верхние в пазы, помогая
себе свободной рукой.
5. Поверните полотно и продолжайте забивать оставшиеся клинья до тех пор,
пока не будет достигнуто желаемое натяжение.
6. Забивая клинья, следите за геометрией. Сохраняйте прямые углы.
Контролируем результат
Вот холст натянут. Давайте его осмотрим.
На нём не должно быть провисов, перекосов или складок.
Поперечные и продольные волокна полотна должны быть
параллельны соответствующим сторонам.
Слегка щелкнем по холсту пальцами, если при этом он чуть
прогнулся и завибрировал, значит он натянут нормально.
Если же вы увидели, что какая-то часть холстины натянута
сильнее или слабее остальных, то постарайтесь исправить это.
Ослабить излишние натяжение можно удалив несколько скоб.
А чтобы усилить натяжение, нужно удалить в этом месте скобы,
натянуть полотно сильнее щипцами и вновь забить скобы.
Теперь нужно простучать молотком по всем забитым скобкам,
так как некоторые из них наверняка до конца не забиты.
Обстучите молотком углы, чтобы сделать их более плоскими.
Особенно это важно, если холстина толстая и плотная.
Наконец, подбейте клинья, чтобы завершить натяжку.
Если вы планируете грунтовать холст, то он должен перед этим немного отстояться.
Вот, собственно и всё. Мы теперь знаем как натягивать холст на подрамник.
Но существует ложка дёгтя.
Ложка дёгтя
Которую я должен добавить, зная, что может случиться и такое.
Бывает, что после всего этого дела получаешь такой результат,
который можно исправить только повторной натяжкой, а иногда и сменой подрамника.
И это в лучшем случае.
То есть, проблемы рождаются при натяжке, — а вот решать их приходится гораздо позже.
Вот о чём говорят признаки этих проблем:
- Мягкое или провисшее полотно (о недостаточном его натяжении)
- Волнистые участки (о неравномерном натяжении и несоблюдении параллельности
сторон подрамника волокнам полотна) - Углы подрамника выгибаются вверх и середина «проваливается»
(неравномерное натяжение и\или рейки слишком узкие для такого размера) - Деформация реек в сторону полотна (слишком сильная натяжка до грунтования,
а после высыхании грунтовки сжатие подрамника «усевшим» холстом)
Как натянуть картину на подрамник
Как натянуть картину на подрамник в домашних условиях
Мы выяснили, как натягивать холст на подрамник.
Но мы не рассматривали как натянуть картину на подрамник в домашних условиях.
Ведь выше мы говорили о натягивании нового полотна.
На котором только собираются рисовать.
А холст с изображением это немного другое.
Поэтому, мне кажется, что необходимо рассказать о том,
как натянуть картину на подрамник.
Вроде бы тот же самый процесс и всё одинаково, но есть детали.
А в деталях кроется сами знаете кто.
Вот как это делаю я.
Сначала я руками пробую холст на растяжение.
Если он синтетический и не сильно тянется, то:
- Все стороны делаю на 1мм меньше изображения.
- Кладу его лицом вверх на ровную поверхность длинной стороной к себе.
- На него, также, лицом вверх накладываю картину.
- Прощупываю углы и совмещаю их с углами изображения.
- Сдвигаю подрамник вместе с холстом на край стола.
- Загибаю ближний ко мне край сверху вниз на обратную сторону подрамника.
- Закрепляю его скобой с обратной стороны по центру длинной стороны так,
как мы делали это выше. - Разворачиваю к себе противоположной стороной, опять прощупываю углы,
совмещаю их с углами изображения и закрепляю холстину скобой по центру. - То же самое делаю с короткими сторонами.
- Дальнейшие действия не отличаются от натягивания нового полотна.
Заключение
Вот мы и разобрались, как натягивать холст на подрамник.
Какие при этом нужно соблюдать правила и с какими проблемами
можно столкнуться, если их не соблюдать.
Разобрались в том, какие бывают способы натяжки и для чего они предназначены.
Узнали, как натянуть холст на подрамник в домашних условиях, и какие схемы при
этом можно использовать. Как натянуть картину на подрамник и чем это отличается
от натяжки полотна без изображения.
Я надеюсь, что смог показать, что ничего сложного в этом деле нет.
Поэтому каждый может это сделать. Было бы желание.
Если статья оказалась для вас полезной — поделитесь ей в соц. сетях.
Если захотите что спросить или добавить – пишите в комментарии.