Паспарту, что это такое? Для чего нужно? Как сделать паспарту?
На все эти вопросы Вы найдёте ответы в этой статье.
Но если кратко, то паспарту — это фон для изображения.
Содержание статьи
Паспарту — что это такое.
Мнение багетного мастера.
При оформлении изображения, используется картон.
Он может быть чёрным, белым или цветным.
Вот этот картон и называется паспарту.
Паспарту может быть сплошным или с окном.
В первом случае — это лист цветного картона, который лежит под предметом оформления.
Во втором — паспарту с отверстием лежит над изображением.
Таким образом паспарту создаёт фон, который отделяет изображение от рамы.
Когда паспарту находится над изображением,
то возникает впечатление, что изображение мы рассматриваем через окно.
В багетном деле это отверстие так и называется — «окно«.
Тут самое время рассказать о терминах, применяемых в багетном деле.
Термины в багетном деле
Вырезанное в картоне отверстие называется окно.
Окно может быть одно, но может быть их несколько.
Окно может быть квадратным, овальным, круглым и многоугольным.
Картон вокруг него называется полями.
Есть верхнее, нижнее и два боковых поля.
В случае многослойного оформления все паспарту, что лежат ниже основного
принято называть паузы.
Их можно рассматривать как мостики между цветовыми акцентами изображения
и элементами оформления. Паузы задают ритм работе, создают глубину и объём
и в некоторых случаях «туннельный» эффект», о котором будет написано ниже.
Нежелательно, чтобы паузы были одинаковы по ширине.
Примечание.
Вместе со словом «паспарту», я буду использовать его французское название
«passe partout» и слово «картон».
Две важные функции.
Для чего предназначено passe partout, для чего оно нужно, каково его назначение?
И, наконец, паспарту — что это такое?
Разберёмся, не торопясь.
Паспарту имеет две важных функции, которые используются при
оформлении арт-объекта.
Назовём их утилитарная и дизайнерская.
Утилитарная или практическая функция
Главная практическая функция паспарту — обеспечить дистанцию
между изображением и стеклом.
Это делается по нескольким причинам.
Во-первых, крайне нежелательно, чтобы стекло соприкасалось с фотографией,
рисунком, гравюрой, офортом и другими изображениями.
Между ними, под действием окружающей среды, происходят химические процессы.
И эти процессы пагубно влияют на сохранность изображения.
Другими словами, через несколько лет фотография может склеится со стеклом,
а бумага офорта или рисунка пожелтеет вместе с изображением.
Во-вторых, есть изображения, которые имеют объём. Это некоторые виды вышивок,
офорты, предметные коллажи и многое другое.
И совершенно недопустимо, чтобы стекло прилегало к выступающим частям объекта
оформления и их деформировало.
Таким образом, для любого изображения со стеклом необходимо
обеспечить расстояние между ним и предметом оформления.
Вот паспарту и призвано решить эту задачу.
Независимо от того, какого размера у вас изображение, большое или маленькое,
цветное или чёрно-белое, паспарту усилит и подчеркнёт его важные детали.
Дизайнерская функция
Безусловно, основное дизайнерское предназначение passe partout состоит в том,
чтобы подчеркнув нужные детали и акценты, выделить смысловой элемент изображения
и привлечь к нему внимание. Оно даёт возможность оформителю реализовать самые смелые
и интересные дизайнерские решения для эффектного оформления изображения.
Паспарту играет важнейшую роль в оформлении: с помощью него дизайнер может подчеркнуть
отдельные детали или цвета в изображении и сконцентрировать внимание на арт-объекте.
Иногда картон может «помирить» оформленную картину и интерьер квартиры.
Хотя, нужно сказать, что, практически всегда, с интерьером работает именно рама,
а passe partout «принадлежит» изображению.
Основные принципы работы с паспарту
В фотографии есть такое правило — фон на снимке должен быть
темнее самого светлой детали изображения и светлее самой темной.
Тогда ни один нюанс изображения не «потеряется» на фоне.
Это правило в полной мере применимо к passe partout, ведь оно
работает своеобразным фоном для картинки.
Паспарту должно дополнять и обогащать изображение.
Привлекать к нему внимание, а не конкурировать с ним.
Ведь самое лучшее оформление это то, которого не замечаешь.
Есть такой приём.
У багетчиков есть простой приём проверки правильности оформления.
Он заключается в том, что человек поворачивается к оформленной работе
спиной и затем резко разворачивается.
Если его взгляд выхватил сначала паспарту или раму, то оформлено неправильно.
А вот если увидел в первую очередь изображение — то всё в порядке.
Очевидный приём для привлечения внимания — это контраст.
Глаз человека непроизвольно ищет самый резкий элемент.
Контраст, в нашем случае, это разница между различными участками
оформленного изображения. Он и придаёт работе эмоциональное звучание.
В багетном деле используются несколько видов контраста.
Тональный контраст
Это разница между самым тёмным и самым светлым тоном.
Под этим термином мы понимаем намеренное использование паспарту тоном темнее
общего тона картинки или тоном светлее.
Это работает так, что тона картона и изображения сопоставляются между собой,
и оформленная работа начинает передавать глубину пространства и объём.
Таким образом мы создаём тональную перспективу.
Термин «тональная перспектива» используется в изобразительном искусстве
и означает изменение цвета и контраста объектов при их удалении
вглубь пространства картины.
Использование тональной перспективы при работе с паспарту называется принципом
туннеля или туннельным эффектом. Задача этого принципа — направить взгляд зрителя
на картинку так, чтобы ничего не отвлекало от просмотра.
А суть его в том, что если:
- Тон passe partout темнее общего тона картинки, то создаётся впечатление,
что эта картинка находится в глубине паспарту. - Если тон картона светлее общего тона изображения,
то паспарту визуально выталкивает картинку наверх.
Для полноценного достижения туннельного эффекта используется многослойное
passe partout с плавными переходами тонов.
При подборе оформления к картинке, важно сделать так,
чтобы все элементы оформления (картон, бевел, кант, картина, багет)
работали на одну задачу — создание единого тонового объекта.
Цветовой контраст
В багетном деле под этим термином подразумевается наличие в оформленной работе
нескольких цветов, которые могут контрастировать друг с другом. С этим видом контраста
работать несколько сложнее, чем с тональным.
Но если он применён правильно и осознанно, то оформленная картинка сразу бросается
в глаза и надолго запоминается.
Например оформление работы в картон черного или белого цвета.
Такое оформление прекрасно концентрирует внимание зрителя на основном объекте.
Использование цвета — это отличный способ выстроить сюжет оформления и привлечь
внимание к изображению. А умение пользоваться цветом — это важный навык, необходимый
оформителю при работе с паспарту и багетом.
Для нашей работы важно практическое применение цвета.
В этом нам может помочь цветовой круг.
Про работу с цветовым кругом можно посмотреть здесь.
Видеоинструкция
«Как пользоваться цветовым кругом»
Про работу с цветом написано немало статей и книг. Даже есть такая наука — цветоведение.
В целом цветоведение считается достаточно сложной наукой, но изучить некоторые
её правила для практического применения можно.
Не скажу что это легко, но вот польза будет большая. Знание основ послужит вам трамплином
для создания необычных и цепляющих дизайнерских решений.
И самое главное, что эти решения будут приниматься осознанно, а не интуитивно.
Многослойное паспарту — что это такое.
Многослойность, как приём.
Паспарту имеет очень богатые текстурные, тональные и цветовые возможности.
А так, как сочетание цветов картона при оформлении может быть неограниченным,
то это позволяет дизайнеру решить любую, поставленную перед ним, задачу.
Работая с несколькими passe partout, накладывая их одно на другое, грамотно оперируя
цветом и паузами между ними, оформитель может создать у зрителя ощущение объёма
и глубины на плоском пространстве.
К сожалению, не каждый заказчик охотно соглашается на многослойное оформление.
Это происходит, главным образом потому, что человек не представляет результат работы.
А оформитель этот результат ясно видит.
Ведь дизайн-проект оформления этой картинки — это и есть та задача, которую он решил
с помощью всех возможных средств оформления.
Поэтому в нашей работе первая задача — создать грамотный и интересный дизайн-проект,
а вторая — убедить в правильности оформления заказчика.
«Дизайн диктует нам свои суровые условия» — как в таких случаях говаривала
оформитель нашей багетной мастерской Лидия Павловна, обращаясь к заказчику.
Для одинарного и многослойного паспарту существуют определённые принципы и схемы оформления:
сочетание пауз, их ритм, цвет, размеры полей, их зависимость от размера картинки.
Но главное — нет для конкретной картинки одного «правильного» оформления.
Можно соблюсти все правила и оформить изображение совсем по-другому.
И этих оформлений может быть много.
Несколько лет назад среди багетных мастерских в Москве был организован конкурс.
Всем желающим раздали один и тот же постер и предложили его оформить, используя
любые средства. Это было впечатляющее зрелище: несколько десятков вариантов
оформления одного изображения с разным багетом, картоном, кантами и прочим и прочим.
Так что повторюсь — версий оформлений может быть множество, всё зависит от задачи,
которую решает оформитель.
Что такое паспарту одинарное или однослойное.
Самый простой способ оформления – использование одного паспарту.
Если вы подбираете однослойное passe partout к своей работе,
старайтесь следовать правилу о котором я говорил выше, чтобы
наверняка не прогадать с результатом.
Паспарту должно быть темнее самого светлого участка изображения,
в то же время оно должны быть светлее самого темного его участка.
Этот золотое правило поможет тем, кто ещё не готов к экспериментам
и хочет просто правильно оформить изображение.
Стоит напомнить, что при выборе тёмного паспарту для светлой работы,
вы «отодвигаете» работу на задний план.
А используя светлое, «выдвигаете» изображение на передний план.
И при этом создаётся ощущение воздуха и свободного пространства.
Для тёмных по тону работ всё уже не так однозначно. Им больше подходят
сложные оформления с использованием двойного или даже тройного passe partout.
Оформление с одним паспарту подходит для плоских бумажных работ,
таких как фотографии, рисунки и эскизы, сертификаты и плакаты.
Размеры паспарту и размеры полей
Насколько широкими будут поля вашего паспарту — это дело вкуса,
но по опыту нашей мастерской оно выглядит наиболее гармонично,
когда ширина полей составляет 12-15% от размера более длинной
стороны картинки или вышивки.
Например, если картинка, которую мы оформляем размером 50 х 70 см,
то ширина полей составит 8,5-10 см.
Passe partout накладывается сверху вашей работы, поэтому окно, как правило,
должно быть минимум на 5 мм меньше изображения.
Для изображений больших размеров, выполненных на тонкой бумаге отступ может
составлять до 1 сантиметра.
Кроме того, внутренняя часть рамки, которая называется «четверть» закрывает картон
на несколько миллиметров, и таким образом видимая его ширина уменьшается.
Это надо учитывать при расчёте ширины полей.
В таких случаях в нашей мастерской используются такие термины,
как размер паспарту «на свету» и размер «полный».
Необходимо помнить несколько моментов: очень узкие поля не будут работать,
поэтому не рассматривайте варианта ширины полей меньше 4 сантиметров.
Но passe partout со слишком широкими полями может перетянуть внимание на себя,
и работа потеряется на его фоне.
Отдельно нужно отметить, что широкие поля подойдут для изображений с крупными деталями.
Размеры окна паспарту
Как правило, размер окна должен быть 3-5мм меньше изображения,
чтобы passe partout закрывало края картинки.
Но бывают ситуации, когда эти края нужно открыть. Например, чтобы была
видна надпись под изображением. Кроме того в некоторых случаях, открыв края
оформитель показывает аутентичность оригинального изображения.
Например, при оформлении папируса или старой карты.
Тогда, реализуя свой замысел, дизайнер увеличивает размер окна.
Расположение окна
Чтобы интересно подать объект оформления существуют различные разновидности
расположения окна в картоне. И это конечно дело вкуса.
В прошлом золотое сечение было практическим правилом при оформлении картины в passe partout,
и картина была сдвинута далеко вверх.
Сегодня в современных работах изображение помещается больше в середине, или в так называемом
оптическом центре, когда нижние поле на несколько миллиметров шире верхнего.
Оптический центр и его роль в восприятии изображения
Несколько слов о том, что такое оптический центр.
Дело в том, что если картина расположена строго в середине
и поля вокруг картинки равны, то у зрителя возникает ощущение «сползания» изображения.
А вот если картинку поднять несколько выше геометрического центра и нижнее поле сделать
немного шире верхнего, то человеческий взгляд воспринимает такое оформление,
как гармоничное и устойчивое.
Этот факт известен давным- давно и по сей день активно применяется в практике.
Вот к примеру, у цифры 8 нижняя часть больше, хотя зрительно это незаметно.
Вот это и есть эффект оптического центра.
Поэтому при оформлении работ в профессиональных багетных мастерских,
дизайнер обязательно предложит вам слегка увеличить нижнее поле.
Это необходимо для лучшего восприятия картины.
Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что в последнее время, под влиянием Instagram,
современные квадратные изображения часто размещаются в центре.
Окон может быть несколько
Окно может быть одно, но существуют варианты оформления с несколькими окнами.
Это ещё одно преимущество паспарту.
С его помощью несколько картинок или фотографий можно разместить в одной раме.
Кроме того окно бывает овальное, круглое, треугольное любой другой формы.
Декоративный кант
Декоративная вставка, расположенная между картинкой и passe partout
называется кант (или по-другому «слип«).
Эта вставка похожа на мини-багет из пластика, металла или дерева.
Выпускается кант в различных версиях профиля и цвета.
Это еще одна возможность добавить в оформление работы текстуры и глубины.
Использование канта даёт замечательную возможность разнообразить дизайн-проект
и придать ему изюминку.
Рисунок канта может не только по цвету, но и по фактуре совпадать с подобранной рамой,
а также самостоятельно задавать тон всей работе своей необычной текстурой.
Если кант окаймляет окно, то, как правило, он сочетается с цветом и текстурой рамы.
Но и кант контрастирующий с рамой по цвету может создать интересный эффект оформления.
Работа с кантом может стать отличном аналогом двойного паспарту.
Но кант, в отличии от двойного passe partout имеет такие замечательные качества,
как рельефность и глубина.
Кант используется как в сочетании с картоном, так и самостоятельно.
Например при оформлении вышивок бисером его можно смонтировать под четверть багета,
а на него уже положить стекло. И таким образом кант выполняет кроме декоративной ещё
и утилитарную функцию. То есть создаёт необходимое расстояние между стеклом и бисером.
Bevel, как средство для глубокого оформления
Bevel с английского дословно переводится — «скос», «фаска» или «скошенный край».
В багетном деле так называют «глубокое» паспарту.
Существует бевел в виде полосок бескислотного пенокартона, толщиной 5 мм
со срезом под углом 45°.
Срез этих полосок покрыт специальной бумагой разного цвета. А так как эти цвета
совпадают с цветами картона, то это дает оформителю дополнительные возможности
для создания интересного дизайн-проекта.
Обратите внимание, у бевел и паспарту скос 45°. Это стандартный фацет.
Подробнее о фацете можно прочитать в статье «Фацет на зеркале и не только на нём»
Особенно удобно использовать бевел при оформлении объёмных предметов
и изображений с выступающими частями.
«Глубокое» паспарту, подчеркивая перспективу, создает дополнительный объем,
что делает оформление интересным, солидным и запоминающимся.
Двойное паспарту — что это такое
Под термином «двойное паспарту» подразумевают такой вариант оформления,
когда используются два картона и один из них является паузой.
Я это сказал потому, что может быть оформление в котором участвуют два passe partout,
но двойным его назвать нельзя. Например, объектное оформление.
Итак, двойное паспарту. Оно сильно расширяет возможности оформителя.
Используя два паспарту и применяя средства декорирования, дизайнер может
уверенно управлять вниманием зрителя, концентрируя его на изображении.
Вариантов оформления в этом случае может быть много.
Но в «классическом» варианте это работает так:
основной картон подбирается по общему доминирующему цвету изображения тоном светлее или темнее,
а пауза рифмуется по цвету с какой-нибудь деталью картинки, тем самым «вытаскивая» её.
При этом пауза перекликается цветом с багетной рамой, а ширина паузы делается 3-5мм.
Вот пример правильного оформления.
На картинке с птичками оформитель «зацепил» цветом паузы ветку.
Но можно было сделать паузу зелёной, рифмуя с листиком.
И это тоже было бы правильное оформление, только ширину паузы нужно уменьшить.
Да, сделать тоньше потому, что цвет листика на картинке занимает меньше
пространства по сравнению с веткой. Ну и цвет рамы сделать ближе к цвету паузы.
А картинка с петухом — это просто эталонный и безотказный пример оформления
изображения в двойное паспарту.
Тройное паспарту в ещё большей степени позволяет управлять вниманием
и концентрировать его на деталях или на самом изображении.
Позволяет управлять цветом, глубиной пространства и объёмом.
Третий и четвёртый картон дают возможность с лёгкостью использовать
туннельный эффект и другие интересные приёмы оформления.
Например «плавающее паспарту».
Плавающее или теневое
Применение плавающего паспарту даёт очень интересный объёмный эффект,
когда верхний картон отбрасывает тень на нижний.
Это несложный приём, но он замечательно передаёт игру светотеней и очень
хорошо работает на картоне светлых тонов.
Работая с многослойным passe partout и используя при этом декорирование,
канты и бевел, дизайнер получает в руки инструмент с широчайшими возможностями.
Инструмент, который позволяет сконцентрировать внимание на любой детали изображения
и решить главную задачу оформления.
Главная задача дизайнера в багетной мастерской — повлиять с помощью средств
оформления на зрительское восприятие оформленного изображения.
Как сделать паспарту. Декорирование.
Да, многослойное паспарту даёт богатые возможности для оформления,
но здесь есть существенный минус.
Пропорционально количеству картона растёт вес работы и глубина четверти багета.
А значит возникают ограничения по оформлению арт-объекта.
Декорирование паспарту это приём, который использует дизайнер для выхода
из этой ситуации и создания уникального оформления.
Суть этого приёма в том, что для решения своих творческих задач оформитель
украшает passe partout различными способами. А способов этих великое множество.
V-канавки и линии
Самое распространённые — одна или несколько V-канавок, или линии,
нанесённые рейсфедером или пером. Несмотря на простоту, этот приём производит
очень интересный эффект. V-канавка придаёт оформлению графическую чёткость и ясность.
А несколько линий краской или тушью зрительно раздвигают пространство.
Но, похоже, что нанесение линий краской и тушью уходит в прошлое.
С развитием техники V-канавку вырезать проще, быстрее и дешевле.
V-канавка — это V- образный вырез в картоне глубиной около 0,5мм.
Раньше в багетных мастерских делался чаще всего прямым.
С появление компьютерных станков для резки, V-канавку легко сделать любой конфигурации.
Цветные срезы и декоративные ленты
Для оформления широко используются внутренние срезы паспарту,
цвет которых даёт дополнительные возможности дизайнеру.
И хотя сейчас много картона с цветным срезом, среди некоторых оформителей
практикуется окраска среза вручную.
Срез окрашивается акриловыми красками различных цветов или золотой и серебряной пастой.
Реже для этой цели оформители используют поталь.
Применение декоративных лент для украшения паспарту практикуется очень давно,
но в нашей стране этот приём не очень распространён.
А ведь такое оформление делает работу очень индивидуальной и интересной.
И даже неповторимой, учитывая, что декоративные ленты можно сделать самому.
Проект А. Пожарского.
Французское паспарту и прорезные узоры
Широко распространён приём украшения passe partout рисунком и даже живописью.
Сейчас этот приём называют «французское паспарту».
Это не совсем правильно.
Французским называлось passe partout, украшенное графическими вензелями или виньетками.
Поэтому ближе к французскому паспарту украшения из пластика и металла в виде угловых вензелей.
А когда на нём дорисовывают оформляемое изображение — это как-то по другому должно называться.
Тут я согласен с мнением, что живопись не должна украшать прикладное искусство.
И отдельно стоит декорирование паспарту вырезанием в нём прорезных узоров.
Простите за невольную тавтологию. Раньше этот процесс требовал много труда и времени.
Сейчас на компьютерном станке это делается быстро и легко.
Возможности ограничиваются лишь воображением дизайнера.
И некоторые оформители так увлекаются этим творчеством, что в результате забывают об изображении.
Но при грамотном использовании этого приёма получается потрясающий результат.
а справа паспарту , вырезанное на компьютерном станке.
В заключении хочется рассказать об альтернативном использовании паспарту.
А то из вышесказанного складывается какая-то однобокость в его применении.
Альтернативные возможности
паспарту — что это такое
Мы рассмотрели применение passe partout с одним или несколькими окнами.
Это традиционное использование картона.
А ведь применяют его и во многих других случаях.
Самое простое — это когда на него крепят изображение, не вырезая окна.
Как в случае с папирусом.
Кроме того, passe partout используется для глубокого оформления.
Здесь картон поддерживает стекло, играет роль фона и маскирует внутренние части багета.
«Глубокое оформление«, «предметное оформление» или «аквариум» —
так называют оформление в багет 3-D объекта.
Необходимо паспарту при оформлении арт-объекта в «двойное стекло».
Здесь, кроме декоративной, оно выполняет очень важную конструктивную функцию.
На первом рисунке картон поддерживает двойное стекло и маскирует внутреннюю часть багета,
а на втором картон с окном выполняет своё традиционное назначение и … маскирует «стрелки»,
которыми стекло снизу крепится к багету.
Оформлением в «двойное стекло» называют такой дизайн-проект, когда изображение размещается
между двумя стёклами и вставляется в багетную раму. Таким образом создаётся впечатление,
что объект оформления висит в воздухе.
Заключение
Паспарту — что это такое?
Как багетчик, я постарался ответить на этот вопрос как можно полнее.
Понятно теперь, что такое паспарту для рисунка, что такое паспарту для картин.
Для чего оно и какое бывает.
Но меня не покидает ощущение, что тема раскрыта не полностью.
Осталось ещё столько интересного и недосказанного. Вот, например, не ответил на вопрос — как сделать паспарту.
Вскоре обязательно напишу статью: «Как сделать паспарту для картины своими руками пошагово»
И надеюсь полнее ответить на вопрос, что такое паспарту.
Ну и по традиции.
Если статья оказалась полезной — поделитесь в соц.сетях, это поможет нашей багетной мастерской.
А если у вас остались вопросы или хотите что-то добавить — пожалуйста, пишите в комментарии.